Я- учитель
Я – учитель. Эти два слова как
заклинание, которое помогает выстоять в трудные жизненные моменты, помогающее собраться, налагающее ответственность и в то же время
являющееся смыслом жизни. Я - учитель. Это
значит, я не одна. Рядом со мной мои ученики, ожидающие нашего общения, умы
которых открыты познанию, а сердца горят
жаждой деятельности. Каждый раз они ждут чего-то нового, неизведанного, желают
освоить то, что им еще не подвластно. Они не боятся рисковать, в их сердцах
истинная вера в то, что вместе мы решим любые проблемы, любые задачи будут нам
по плечу. Они разные и обладают разными способностями, но в сердце каждого из
них теплится надежда, что именно он особенный. Рядом с ними хочется творить, поднимаясь вверх над
обыденностью и серостью, хочется соответствовать их высоким требованиям,
хочется отдать всю себя без остатка: всю энергию, знания, способности, чтобы
каждый день подниматься с ними еще на одну ступеньку вверх.
Выбрала я свой профессиональный путь осознанно, мечтая уже с первого класса. Я убедилась еще и
в том, какую значимую роль играет учитель, и какая ответственность лежит на его
плечах. И в то же время я поняла, что
школа это мой мир, мир в котором меня ждали и,
который я всегда любила. Поняла, что
буду здесь всегда востребована и
буду испытывать от работы творческий подъем и моральное удовлетворение. В школе
я нашла точку приложения своих способностей, и она же является для меня
источником вдохновения.
Школа – это особый мир, в котором все находится в
постоянном динамическом движении. Здесь «все течет, все изменяется»,
совершенствуется, все побуждает к деятельности и приобретению опыта, проявлению
и развитию способностей. Невозможно не согласиться со словами Каныша Сатпаева
«Школа – начало всех начал... Здесь рождаются наклонности будущих Менделеевых и
Ломоносовых». Пытливые сосредоточенные детские глаза, изумленные полные
восхищения возгласы, сияющие радостью улыбки, озадаченные лица, робкие
осторожные предположения, уверенные выводы и удивление, восторг – все это становится неотъемлемой
частью твоей жизни. И ты, побуждаемый искренними эмоциями, уже не можешь
оставаться в стороне от этого мира, ты становишься его частью. Стремишься
действовать, творить, находить и отвергать, сомневаться и верить, начинать все
снова и снова пока не достигнешь желаемого. Отрезок времени в 45 минут
становится твоей основной единицей измерения в жизни. 45 минут,
рамки коих должны быть заполнены
деятельностью, которая поможет расширить границы восприятия процессов и
явлений, когда ты, обнажив душу, отдаешь ее частичку своим питомцам, а взамен
имеешь возможность наблюдать за сложнейшими личностными преобразованиями,
которые происходят с ними. И тогда урок становится отражением твоего педагогического
содержания. Слова
В. Сухомлинского «...Урок — это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора и эрудиции», служат лучшим подтверждением этого наблюдения.
В основе деятельности учителя - искренность и глубокие
знания, работа по совершенствованию педагогического мастерства. В практике –
умение организовать работу по приобретению знаний, умение критически её
оценивать, для чего необходимо обладать
аналитическими качествами, иметь способность к рефлексии, отслеживать
качественные изменения, которые происходят с тобой и твоими воспитанниками. При
этом главной задачей, считаю создание
максимально благоприятных условий для развития способностей учащихся. Общество
нуждается в молодых людях, креативных, умеющих анализировать, синтезировать
знания, а такие формируются только в деятельности.
Каким должен быть учитель? Разным. Цельным. Любящим.
Артистичным. Открытым. Эмоциональным. Активным. Соединяя в себе как можно большее
количество ипостасей. Должен быть многогранным. Но всегда настоящим и искренним.
Должен быть примером, но не догмой. Должен,
уча и воспитывая, развиваться сам, стараться «дорасти» до своих
учеников.
Б. Тойшибеков сказал: «Хорош лишь тот учитель, в котором еще не умер ученик» и,
пожалуй, он прав. Обучаясь в течение всей жизни, мы приобретаем ценный багаж
опыта и знаний, которые являются хорошим подспорьем в реализации творческих педагогических
замыслов на практике.
Учитель всегда был, есть и останется центральной
фигурой учебно-воспитательного процесса. На нем лежит большая
ответственность – он ваятель человеческих душ, в этом
заключается его предопределяющая роль в истории развития общества. Изречение Г. Адамса «Учитель влияет на вечность, он никогда не
может сказать, где прекращается его влияние» останется актуальным навсегда. И
от этого роль учителя только возрастает. Учитель новой
формации, обладающий лучшими профессиональными качествами, владеющий основными
компетенциями, четко осознающий содержание и направление развития процессов
обучения и воспитания в республике, способен и обязан поднять эти
взаимосвязанные процессы на качественно новую ступень. А сделать это
необходимо, «чтобы не было мучительно больно» впоследствии услышать от своих выпускников
пушкинское: «Нас всех учили понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь».
В основе основ педагогического процесса
лежит воспитание. Каждый учитель – априори
– воспитатель. И мы
воспитываем, опираясь на народную мудрость, прививая истоки нравственности,
патриотизма способствуем формированию
цельной личности, памятуя о том, что “Великим ученым
ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным
анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать
себя в окружающем мире ему научиться необходимо”. Привитые в юном возрасте понятия о
долге, чести, совести, а также сформировавшиеся убеждения, интересы,
ставшие основой поведения в социуме, приживутся лучше и расцветут в будущем, принося
сладкие плоды воспитания. А главные наши
помощники в этом процессе – родители, ведь от того какую позицию они займут
часто зависит результат воспитательной работы. Поэтому тесное позитивное
взаимодействие с родителями – необходимое
условие успеха.
Мое педагогическое кредо
можно выразить словами Теодора Рузвельта «Делай, что можешь с тем, что у тебя
есть, и там, где ты находишься». Можно много дискутировать о том, что мы
родились не в то время, и не там, можно
сетовать на то, что в обществе отношение к учительству неоднозначное, часто
негативное. А нужно просто каждому на своем участке работы добросовестно
выполнять свои обязанности, вносить в свою деятельность элементы творческого
подхода и тогда обязательно мир изменится к лучшему. Для этого многого не
нужно, как сказал В.
Ключевский «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь». К этой цитате хотелось бы добавить – и как преподаешь. Если первое и второе должно быть
неотъемлемой частью твоего существования, то третьему необходимо учиться,
поэтому учитель должен находиться в постоянном поиске эффективных форм и методов
обучения и воспитания. И здесь на первый план выступают интерактивные методы
обучения, предпочтение которым я отдаю, потому что в них происходит не только социализация
ребенка, но и через непосредственную деятельность по приобретению знания,
формируется ответственность за их качественное усвоение и способность их
применять в условиях быстро изменяющейся действительности.
Итогом моего
рассуждения может служить народная мудрость: «Если ребенка часто подбадривают, он приобретает уверенность в себе; если ребёнок живет с чувством безопасности, он учится верить другим; если
ребенку удается достигать желаемого, он
укрепляется в надежде; если
ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь». Лучше и не скажешь.